Тран-Сервис - все виды логистических услуг
Главная страница / Новости / Новости логистики и транспорта / 2017 / Экологичность как конкурентное...

Экологичность как конкурентное преимущество

24 ноября 2017 г.

Истощение природных ресурсов, изменение климата и загрязнение среды обитания заставляет бизнес более серьезно относиться к проблемам экологии. В тренде такие понятия как «устойчивое развитие», «экологичность», «зеленая логистика», а существенная часть современных инноваций так или иначе связана со снижением нагрузки на окружающую среду и выделяет такие характеристики в качестве значимых конкурентных преимуществ.

И действительно, общественное мнение по вопросам экологии претерпело значительные изменения: если полвека назад на эту тему еще никто не задумывался, то начиная с 70-х годов прошлого столетия у общественности начало формироваться осознание экологического кризиса, и теперь на экологическую тематику проводятся мероприятия международного уровня, а государства ужесточают политику в сфере охраны природы и окружающей среды. Бизнес играет заметную роль в этом процессе, в гонку за социальные дивиденды одна за другой включаются как транснациональные корпорации, так и скромные фирмы местного масштаба.

Мы выделили 5 основных типов инноваций в транспортной сфере, внедрение которых снижает негативное воздействие бизнеса на окружающую среду.

ОБОРУДОВАНИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ БОЛЕЕ ЭКОНОМИЧНЫМИ ГИБРИДНЫМИ И ЭЛЕКТРИЧЕСКИМИ ДВИГАТЕЛЯМИ

Разработки двигателей, характеризующихся пониженным потреблением топлива и, соответственно, более низкими показателями вредных выбросов в атмосферу, привели в последние годы к весьма конкретным и осязаемым результатам. UPS в этом году начала использовать маневренные и более экологичные электромобили для доставки отправлений получателям в городской черте. На днях мировой гигант WALMART разместил заказ на 15 грузовых автомобилей TESLA SEMI, сразу после презентации новинки широкой публике.

В сфере морского транспорта мы недавно писали об испытаниях электроконтейнеровоза Yara Birkeland в Норвегии. Предполагается, что использование в цепи поставок электрического судна вместо грузового автотранспорта улучшит как экологию региона, так и дорожную ситуацию.

Железнодорожный транспорт тоже не является аутсайдером. Локомотивостроительные предприятия уделяют много внимания снижению показателей вредных эмиссий и соответствию продукции экологическим стандартам. Помимо электровозов новых поколений выпускаются многодизельные тепловозы и гибридные локомотивы, значительно превосходящие традиционные тепловозы на дизельной тяге по многим показателям, включая экологические параметры.

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОПЛИВА ВЫСОКОГО ЭКОЛОГИЧЕСКОГО КЛАССА ЛИБО АЛЬТЕРНАТИВНЫХ ИСТОЧНИКОВ ЭНЕРГИИ

Добиться снижения углеродного следа можно и в случае использования топлива высокой степени очистки, поэтому с целью регулирования вредных выбросов от автомобильного транспорта в мире вводятся все более жесткие экологические стандарты: Евро-6 в Европе, EPA10 в США и Post NLT в Японии. В России первенство в производстве топлива уровня Евро-6 принадлежит корпорации Лукойл.

Панамский канал в апреле ввел требование обязательного перевода двигателей на легкое морское топливо (дистиллированное) перед заходом в шлюзы. Проход через Панамский канал судов на флотском мазуте теперь не допускается.

В Европе компания Alstom производит железнодорожный тяговый состав, работающий на водородном топливе. Идеей такого локомотива заинтересовались в Канаде, где железнодорожная сеть не электрифицирована и вопрос вредных эмиссий от рельсового транспорта стоит довольно остро.

Судоходство тем временем обращает взгляд в прошлое, когда океаны бороздили экологически чистые парусники. Инновационные паруса эпохи научно-технического прогресса уже ничем не напоминают куски ткани. Они разработаны на основе изобретения немецкого ученого Антона Флеттнера, чьи роторы – цилиндры с лопастями – при вращении преобразовывали силу ветра в движущую. Модифицированная технология в сочетании с традиционным двигателем позволит экономить до 40% топлива. Об интересе к подобным разработкам заявляли Maersk и Viking Line.

Другим путем пошел контейнерный перевозчик CMA CGM SA: гигант объявил об использовании вместо традиционного топлива на девяти строящихся мегаконтейнеровозах сжиженного природного газа.

ПРИМЕНЕНИЕ АВТОМАТИЗАЦИИ И СОВРЕМЕННЫХ МЕТОДОВ АНАЛИЗА ДАННЫХ В РАЗРАБОТКЕ ТРАНСПОРТНЫХ СХЕМ

Некоторые транспортно-логистические компании уже начали применять автоматизированные решения для разработки транспортных схем. Такие продукты позволяют, например, повышать эффективность маршрутизации и планирования поставок в автомобильном транспорте, что в итоге обеспечивает снижение расхода топлива, а следовательно, и эмиссию парниковых газов.

Подобного эффекта добился и японский морской перевозчик К Line, использующий на своих судах систему анализа метеорологических и гидрографических данных, которая автоматически корректирует работу двигателя в зависимости от текущих условий, минимизируя расход топлива и снижая объемы выброса вредных веществ.

Испытания поездов на автоматическом управлении в Австралии и США также демонстрируют оптимизацию расхода топлива, что может оказать в конечном итоге положительное воздействие на экологию, учитывая, что в указанных регионах из-за отсутствия электрификации железнодорожного пути используются только дизельные локомотивы.

ВОВЛЕЧЕНИЕ В ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ЗАЩИТЕ ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ ПРИ ПОМОЩИ ИНСТРУМЕНТОВ НОВЫХ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Прошли те времена, когда крупные компании, желая проявить социальную ответственность в области защиты окружающей среды, делали это в форме благотворительных взносов. Теперь в рамках экологических программ разрабатываются инновационные инструменты и сервисы, основанные на новых технологиях.

Так, в октябре текущего года Панамский канал запустил «Калькулятор вредных выбросов» для морских перевозчиков – инструмент, позволяющий морским перевозчикам с высокой точностью оценить объем выбросов парниковых газов. Система анализирует полученные данные, оценивает, насколько та или иная судоходная линия сократила вредное воздействие на окружающую среду благодаря использованию этого водного пути по сравнению с другими, более длинными, маршрутами и в зависимости от полученных результатов присваивает клиентам Панамского канала рейтинг, который учитывается при бронировании прохода через канал.

Компания экспресс-доставки DHL запустила сервис GoGreen, учитывающий объем вредных эмиссий в процессе транспортировки груза. По своему желанию клиент может оплатить дополнительный 3%-ный экологический сбор сверх рассчитанного тарифа, который DHL инвестирует в программы по защите изменения климата.

ВНЕДРЕНИЕ БЕЗБУМАЖНОГО ДОКУМЕНТООБОРОТА И РЕШЕНИЙ НА БАЗЕ ТЕХНОЛОГИИ БЛОКЧЕЙН

Как еще компании могут снизить нагрузку на окружающую среду? Интересным решением во многих случаях является внедрение электронного документооборота и безбумажных сервисов обмена данными с контрагентами. Каждая перевозка оформляется массой сопроводительной документации, и чем сложнее транспортная схема, тем большее количество бумаг едет вместе с грузом и оседает в архивах фирм и официальных инстанций. Помимо снижения расхода бумаги (и сохранения зеленого пояса планеты, защищающего нас от парникового Армагеддона), электронный документооборот выигрывает в скорости обмена информацией и снижает частоту ошибок в оформлении документов.

Подробнее на плюсах и подводных камнях цифровых способов обмена данными мы поговорим в одном из следующих материалов, а пока расскажем, что израильский контейнерный перевозчик ZIM на днях завершил свою первую перевозку груза с использованием электронного коносамента. Оформление перевозочных документов на контейнеры, проследовавшие из Китая в Канаду, совершилось при помощи программного обеспечения на базе технологии блокчейн, объединившего всех участников перевозки в децентрализованную сеть.

Последнее время идея витала в воздухе: DP World Australia, DB Schenker, Hamburg Sud в июне успешно провели тестовую отправку партии австралийского вина в порт Циндао в Китае с использованием системы защиты цепей поставок на основе технологии распределенного реестра. О намерениях использовать электронные системы обмена данными на базе технологии блокчейн заявляли IBM совместно с морским перевозчиком Pacific International Lines и портовым оператором PSA International. Для сопровождения цепей поставок продукции блокчейн уже использовали Walmart, Cargill, Nestle, Unilever и другие.

Очевидно, что инновации в сфере транспортного бизнеса вовсе не ставят экологические вопросы во главу угла, поскольку главная цель любого бизнеса – это извлечение прибыли. Несмотря на то, что экологичные новшества зачастую требуют многомиллионных инвестиций на этапе разработки и внедрения, они не были бы реализованы, если бы не показывали приемлемую окупаемость и не работали в конечном итоге на улучшение финансовых показателей бизнеса. Учитывая несомненную пользу для окружающей среды, поддержка инноваций в сфере экологии – это стратегия развития бизнеса, в которой выигрывают все.

Источник: ОТК «ЮниТранс»