Тран-Сервис - все виды логистических услуг

Облачно, с пояснениями

13 июля 2017 г.

В чем отличие традиционной системы организации логистической ИТ-инфраструктуры компании от «облачной» и что является наиболее выигрышным вариантом?

Облачные технологии, представляющие собой индивидуально настроенную виртуальную среду для хранения данных и работы с ними, получили первое распространение в 2006 году. Сейчас использование «облаков» признается перспективным направлением во многих отраслях, включая логистику.

Логистика в самом общем понимании призвана оптимизировать бизнес-процессы, а для бизнес-процессов важными факторами являются скорость и эффективность принятия решений. Поддержку принятия решений в современном мире осуществляют информационные технологии, обеспечивая сбор, обработку и быстрый обмен данными, а  также прогнозирование и анализ. Попробуем разобраться, в чем отличие традиционной системы организации логистической ИТ-инфраструктуры компании от «облачной» и что является наиболее выигрышным вариантом.

СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ (ПО) – ничья, 1:1

Все согласятся, что для организации продуктивной работы логистическому бизнесу необходимо специализированное программное обеспечение. Делегирование ответственности за поддержку своей ИТ-инфраструктуры - пожалуй, один из основных плюсов использования «облаков». В условиях ограниченного бюджета или для некрупной фирмы облачные сервисы могут стать неплохой альтернативой разворачиванию собственной ИТ-системы. Здесь налицо значительная экономия ресурсов на закупку лицензий и постоянное обновление программного обеспечения, особенно на начальном этапе, поскольку облачный провайдер будет делать это сам. Однако есть и обратная сторона медали: при минимизации стартовых затрат клиент впоследствии регулярно оплачивает стоимость облачных услуг. По оценкам специалистов, аналогичная собственная ИТ-инфраструктура окупается в среднем за три года. Кроме того, клиент становится полностью зависим от облачного провайдера в плане разработки решений. Учитывая, что программное обеспечение для логистического бизнеса очень узкоспециализированно, то сроки решения проблем, возникающих у клиента в ходе работы, могут сильно затянуться. Хотя уже сегодня на российский рынок выходят компании, специализирующиеся именно на логистике.

СООТВЕТСТВИЕ АППАРАТНЫМ ТРЕБОВАНИЯМ – 0:1 в пользу «облака»

Организация собственного хостинга и внедрение своей ИТ-системы требует значительных материальных ресурсов – оборудования, которое должно удовлетворять всем требованиям сложного программного обеспечения, о котором говорилось в предыдущем пункте. Планировать свою ИТ-инфраструктуру необходимо с неким запасом по вычислительной мощности. Клиентам «облака» значительно проще, поскольку аппаратные требования к их оборудованию минимальны, фактически необходим только стабильный доступ в интернет. И не забудем про такие свойства облачных сервисов, как масштабируемость и эластичность - расширяться на базе «облака» значительно проще.

МОБИЛЬНОСТЬ – 1:1

Разработчики ИТ-решений для облачных технологий в качестве одного из важных преимуществ своих систем выделяют их абсолютную мобильность. Доступ к «облаку» возможен из любой географической локации, где есть интернет. Однако все мы прекрасно знаем, что удаленный доступ к традиционным собственным ИТ-системам предприятий легко настраивается при участии внутреннего ИТ-специалиста.

ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ ТРУДА – 0:1 в пользу «облака»

В традиционных системах необходимо самостоятельно вносить и обновлять данные, облако же дает возможность внесения определенной информации контрагентами, при этом данные обновляются и доступны сторонам в режиме реального времени. Помимо этого облако позволяет наладить оперативный электронный документооборот между участниками платформы, что особенно заметно в сфере организации перевозок, где груз сопровождает не менее десятка необходимых документов.

КАДРОВЫЙ ГОЛОД – 0:0

Эксплуатация собственной ИТ-инфраструктуры требует обученных квалифицированных кадров как ИТ-специалистов, так и пользователей. В ряде логистических организаций внедрено уникальное специализированное программное обеспечение, доработанное под их нужды, специалисты этих компаний проходят обучение для работы в системе. Уход компетентного специалиста причиняет работодателю целый ряд совершенно очевидных неудобств. Казалось бы, работа в облачной системе куда проще – об этом часто говорят облачные провайдеры. Но не все так однозначно. ИТ-сфера в целом и технологии облачных вычислений в частности настолько стремительно развиваются, что информационная отрасль ощущает реальный дефицит квалифицированных кадров в этой области.

КОНФИДЕНЦИАЛЬНОСТЬ И БЕЗОПАСНОСТЬ ДАННЫХ – 1:0 в пользу традиционных систем

Компании, работающие на собственных ИТ-системах, самостоятельно обеспечивают их безопасность. На это требуются материальные, технические и кадровые ресурсы, но компании могут быть уверены в «чистоте» программного обеспечения и сохранности конфиденциальных данных. При работе в «облаке» безопасность и защита данных – сфера ответственности провайдера, однако подавляющее большинство владельцев бизнеса (от 70 до 80% по результатам опросов) на такой риск идти не готовы, мотивируя это вероятностью потери либо утечки данных.

Подведем итоги. Очевидно, что перспективы облачных технологий в применении к логистике достаточно широки, «облако» может решить ряд насущных проблем игроков отрасли, но, без сомнения, требует трезвого и взвешенного подхода в каждом конкретном случае. Кроме того, внедрение новых технологий тормозится многими факторами. Налицо инертность среды, связанная с недоверием бизнеса к инновациям, с отсутствием актуализированных знаний о технологии облачных вычислений, и главное – с нежеланием передавать контроль над данными третьим лицам. Это можно объяснить как системным искажением модели ведения честного бизнеса в стране и неразвитостью в плане правовой защиты, так и последними законодательными инициативами по ограничению использования данных, которые могут поставить под угрозу работу облачных сервисов на территории России.

Источник: ОТК «ЮниТранс»