Высокотехнологичные компании как угроза экспедиторскому бизнесу прежней формации?
Большие данные, облачные технологии, электронные торговые площадки и биржи подвижного состава – инновации интегрируются в мировой рынок и грозят полностью переформатировать отлаженный экспедиторский процесс.
В туристическом сегменте различные сервисы бронирования и агрегаторы оттянули у агентств значительную долю рынка. Возможна ли аналогичная ситуация в сфере организации грузоперевозок и изменит ли расстановку сил появление новых технологий, направленных на упрощение бюрократических процедур и на облегчение взаимодействия между участниками перевозочного процесса? Опрос, проведенный SupplyChainDive, показал, что на скорые изменения рассчитывать не приходится, и с этим выводом согласны представители по обе стороны баррикад.
Грузоотправители обращаются к услугам экспедиторов уже не одно десятилетие не потому, что не способны сами переместить груз из точки А в точку Б, а потому, что экспедитор организует этот процесс наиболее эффективно, а грузоотправитель тем временем сможет сконцентрироваться на решении своих профильных бизнес-вопросов. При обращении к экспедитору, сталкивающемуся с организацией логистического процесса ежедневно, клиент может сразу рассчитывать на некоторые рекомендации, а зачастую – и на скидку относительно базовой ставки перевозчика за счет объема либо регулярности перевозок.
Самостоятельный процесс организации грузоперевозок сложен и многокомпонентен, в его рамках необходимо решать широкий спектр задач: при каких условиях будет выгодна перевозка тем или иным видом транспорта; какой маршрут будет оптимальным; какой перевозчик предлагает наилучшие ставки на определенном отрезке маршрута; какой можно использовать альтернативный способ доставки в случае непредвиденных обстоятельств, чтобы это минимальным образом сказалось на логистической цепочке и непрерывности производственного процесса. Добавим необходимость выбора между контрактной ценой и спотовыми ставками, затраты времени и усилий на правильное оформление таможенной документации, обеспечение своевременного вывоза и доставки товара и т.д. Объем вопросов, требующих самостоятельного решения при каждой отправке, огромен, даже несмотря на помощь со стороны инновационных технологий. Кроме того, никакие агрегаторы на сегодняшний момент еще не способны обеспечить уровень клиентской поддержки и взаимодействия, сопоставимый с работой профессиональной экспедиторской организации.
Так что же имеют в виду эксперты, когда говорят об угрозе традиционному экспедированию со стороны высокотехнологичных компаний? Очевидно, имеются в виду не сами экспедиторские организации, а устоявшийся экспедиторский процесс, изменяющийся под влиянием внедрения новых информационных технологий.
Действительно, заказ перевозки становится проще – одним нажатием на кнопку теперь можно заказать, например, трансатлантическую контейнерную отправку или получить расчет ставок – но это только в том случае, если вы четко знаете, как надо везти и что считать. Если же грузоотправителю недостает опыта в этой сфере, или его запросы слишком сложны и включают много звеньев логистической цепи, то онлайн-платформы вряд ли смогут адекватно удовлетворить такие требования. Факт состоит в том, что многие инновационные компании предназначают новейшие разработки в области программного обеспечения не для грузовладельцев, а именно для профессиональных экспедиторских и логистических компаний.
При этом не более 5% международных экспедиторов способны обеспечить расчет ставки для потенциального клиента в режиме реального времени, утверждается в исследовании Freightos, глобальной товарной площадки. В то же время, устаревшим системам расчета тарифов недостает прозрачности и общедоступности.
Таким образом, можно говорить о наметившемся векторе дальнейшей автоматизации в сфере экспедирования и логистики: использование "больших данных" для определения оптимального маршрута и онлайн сервисов с предложением наиболее выгодных ставок. При этом наилучшие перспективы ожидают разработки, направленные скорее на профессионалов отрасли, нежели на широкий круг пользователей.