7 успешных стратегий управления цепями поставок в 2021 году
Подходит к завершению второй год пандемийных ограничений. За этот период компаниям пришлось перестраивать привычные процессы и видоизменять цепи поставок для того, чтобы адаптироваться к непредсказуемой ситуации на рынке. Что предпринимали наиболее успешные участники рынка, чтобы обеспечить непрерывность поставок в 2021 году? Далее приводим наш топ-7 успешных стратегий управления цепями поставок.
1. РАЗВИТИЕ СОБСТВЕННОЙ ТРАНСПОРТНОЙ ЛОГИСТИКИ
В условиях дефицита перевозочных мощностей ряд корпораций инвестировали в развитие транспортных подразделений с собственным или арендованным транспортом. Так, в распоряжении Coca-Cola теперь есть сухогрузы, Walmart перевозит товары морскими чартерами, ритейлер Home Depot также зафрахтовал судно, сеть магазинов одежды Gap переключилась на авиаперевозки, а IKEA не только фрахтует суда, но и закупает собственные контейнеры.
Разумеется, на такие затратные меры для обеспечения бесперебойных поставок могут пойти только крупные компании, имеющие возможность отвлекать средства на непрофильные активы.
2. ЛОКАЛИЗАЦИЯ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК
Сейчас не время для глобальных цепей поставок. Удорожание транспортных услуг, остановки производств, заторы на терминалах – все эти явления диктуют необходимость укорачивать и локализовать цепи поставок, искать поставщиков как можно ближе к производственным площадкам и точкам сбыта.
Международные цепи поставок сочетают в себе на данный момент слишком много рисков и не могут гарантировать своевременность поставок: у некоторых участников рынка на сегодняшний день в пути не только новогодний ассортимент, но и заказанные к октябрю костюмы на Хэллоуин.
3. ДИВЕРСИФИКАЦИЯ ПОСТАВЩИКОВ
Не лучшее время сейчас и для того, чтобы складывать все яйца в одну корзину. Все больше предприятий стремятся диверсифицировать поставки и иметь «план Б» на случай возникновения проблем у основного поставщика.
Более того, при выборе источника поставок теперь важную роль играет не только рыночная конъюнктура: внимательно прорабатываются такие факторы, как логистические схемы и потенциальные маршруты поставки с учетом возможных узких мест, ограничений, дефицита перевозочных мощностей и их влияния на осуществимость поставок.
4. ТОЧНОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПРОСА
Разрабатываются новые более совершенные методы прогнозирования спроса: от их точности напрямую зависит выживание бизнеса. Для анализа и выявления тенденций потребительского поведения применяют новейшие информационные технологии. В этом году даже додумались использовать для этих целей Google Trends.
Учет прогнозирования спроса позволяет обеспечить необходимую гибкость при планировании производства и поставок – сколько и какого товара необходимо произвести для удовлетворения запросов покупателей, и в то же время не затоварить склады ненужными позициями.
5. ОПТИМИЗАЦИЯ АССОРТИМЕНТА
Рост цен на материалы и транспортировку сделал поставки комплектующих для бюджетных товаров нерентабельными. Многие производители уже оптимизировали ассортимент, сделав акцент на высокомаржинальные и быстро продающиеся модели. Первые позволяют компенсировать возросшие затраты, вторые обеспечивают быструю оборачиваемость средств.
6. УПРАВЛЕНИЕ ТОВАРНЫМИ ЗАПАСАМИ
Принцип поставок «точно-в-срок», еще недавно считавшийся высшим пилотажем экономичности производства, сдал свои позиции. В период неопределенности на рынке и частых срывов поставок компании предпочитают иметь буферный запас на складах, при этом на первый план выходит тонкая настройка количества товарных запасов по разным позициям в зависимости от рыночной конъюнктуры.
7. АВТОМАТИЗАЦИЯ И РОБОТИЗАЦИЯ ЦЕПЕЙ ПОСТАВОК
Тренд «бесчеловечной логистики» набирает обороты: логистические операторы стремятся минимизировать кадровый голод в результате пандемии и ограничений.
Роботизируются складские операции – перемещение грузов, погрузка-выгрузка, инвентаризация, и даже сортировка и упаковка – «руки» роботов становятся все более умелыми и способными к самообучению.
С другой стороны, развитие искусственного интеллекта, технологии интернета вещей, внедрение RFID-меток позволили обеспечить менеджерам дистанционный режим сбора и анализа информации, необходимой для управления цепями поставок и контроля складских операций.
По всему миру проводятся испытания беспилотных транспортных средств, внедряется роботизированная доставка, идет строительство беспилотной инфраструктуры и разрабатывается соответствующая законодательная база.
Так или иначе, главным вопросом в уходящем году стала борьба за обеспечение бесперебойности поставок и непрерывность бизнес-процессов, и зачастую для этого приходится жертвовать экономической эффективностью.