«Формула движения»: какие транспортные проекты 2023 года удостоились награды?
С 14 по 16 ноября в Москве проводится XVII международный форум и выставка «Транспорт России — 2023», организованный Минтрансом России. В рамках первого дня состоялась церемония награждения X национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры «Формула движения». Отраслевая награда может служить своеобразной лакмусовой бумагой для выявления проектов, привлекающих наибольшее внимание на федеральном уровне.
О многих номинантах этого года интернет-издание TR.ru — Транспорт в России на протяжении минувшего года рассказывало в своих публикациях. Заметную долю наград получили проекты, реализованные в столице. Из региональных активностей премии получили проекты, реализованные на Ямале и в Ярославской области. Также не обошли вниманием федеральные проекты РЖД и «Автодора» и международные связи с крупными странами Азии.
Юбилей по-новому
Премия «Формула движения» была учреждена Общественным Советом Минтранса России. в 2014 году. В этом году премию вручали уже десятый раз. В отличие от прошлых лет, когда церемония награждения лауреатов происходила в последний день, предваряя пленарное заседание, подытоживающее всю Транспортную неделю, в 2023 году премию вручали в первый день работы выставки в столичном Гостином Дворе сразу после первой панельной дискуссии. В конкурсе участвовали только реализованные проекты или услуги, получившие практическое применение в сфере транспорта в 2022-2023 гг. Следует отметить, что, хотя участие в премии, как и обычно, бесплатное, но для участия номинантам необходимо самим подать заявку. Поэтому значимые для транспортной отрасли достижения совершенно спокойно могли быть и не замечены премией.
В этом году поступило около 90 заявок, из них в шорт-лист вошли 63.
Инфраструктура
В прошлом году номинацию «Лучший инфраструктурный проект» при сборе заявок разделили на две: «Лучший инфраструктурный проект федерального значения» и «Лучший инфраструктурный проект регионального уровня». Однако победителя выбрали в итоге одного, и не в пользу региональной повестки. ОАО «РЖД» получило премию за модернизацию железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба. В этом году разделение инфраструктурных проектов по региональному и федеральному признакам и их оценку довели до конца.
Лучший инфраструктурный проект федерального значения выбирали из шести кандидатов
- 1-4 этапы трассы М-12 «Восток» (Государственная компания «Автодор», ОАО «Институт Стройпроект»);
- I этап комплексного развития Мурманского транспортного узла. железнодорожная линия Выходной — Лавна (Российские железные дороги);
- Ввод в эксплуатацию нового сегмента пассажирского терминала Т2 международный аэропорта Домодедово (Московский аэропорт Домодедово);
- Московский скоростной диаметр — новая транспортная реальность (Правительство Москвы);
- Мультимодальный транспортно-логистический центр «Электроугли» (ООО «Облтранстерминал»);
- Строительство комплекса перегрузки угля «Лавна» (АО «Государственная транспортная лизинговая компания»).
Наиболее важным и прорывным была признана трасса М-12 «Восток», недавно получившая официальное подтверждение развития не до Казани, как изначально декларировалось, и не до Екатеринбурга, как анонсировалось позднее, а до Тюмени.
Региональных инфраструктурных проектов было заявлено 10:
- Большая Кольцевая линия Московского метрополитена (Правительство Москвы, ГУП «Московский метрополитен», ОАО «Мосинжпроект»);
- Комплексная модернизация аэропорта Новый Уренгой (Управляющая компания «Аэропорты Регионов»);
- Надземный пешеходный переход через железнодорожные пути в г. Реутов (ООО «ВТМ дорпроект СТОЛИЦА»);
- Новый аэровокзальный комплекс аэропорта Геленджик (ООО «Аэропорт Геленджик»)
- Пешеходный мост через реку Яуза в составе транспортного узла «Электрозаводская» («МИПСТРОЙ 1»);
- Проспект Багратиона (Северный дублёр Кутузовского проспекта) (АО «Новая концессионная компания»);
- Строительство автомобильной дороги «Обход г. Чусового» (Министерство транспорта Пермского края);
- Съезд на транспортной развязке М-11 «Нева» и ЦКАД (ООО «АльмакорГруп»);
- Транспортно-пересадочный узел «Привокзальный», г. Южно-Сахалинск (АНО «Центр Развития Городской Среды «Наш Город»);
- Транспортно-пешеходное обслуживание новых станций МЦД (ГБУ города Москвы «МосТрансПроект»).
Москва, признанная в августе этого года Президентом России эталонным примером города по развитию транспорта, получила награду за завершение формирования Большого метрокольца. Но и аэропорт Новый Уренгой также получил награду. Другой номинированный аэровокзальный комплекс по достоинству пассажиры оценить пока не смогут: аэропорт Геленджика с февраля 2022 года закрыт для приёма пассажирских рейсов.
Пассажирский транспорт
В номинации «Лучшее решение в области пассажирского транспорта» в прошлом году из шести номинантов была особо отмечена новая маршрутная сеть пригородного железнодорожного сообщения в Ивановской области. В этом году выбор был таким же по количеству участников, но стал шире по видам транспорта: прорывные решения обнаружились не только на городских или стальных магистралях, но и на воде.
- «Транспорт Ярославии» (ООО «Группа Мовиста»);
- 3 и 4 Московские центральные диаметры (МЦД-3 и МЦД-4) (ГУП «Московский метрополитен», ОАО «РЖД»);
- Автобусные экспресс-маршруты компании «Аэроэкспресс» в аэропорты Домодедово и Шереметьево (ООО «Аэроэкспресс»);
- Внедрение новой транспортной модели в Пермском крае (Министерство транспорта Пермского края);
- Круглогодичный регулярный речной электрический транспорт (ГКУ города Москвы «Организатор перевозок»);
- Пригородный железнодорожный каркас Республики Башкортостан: комплексное инновационное решение в области транспорта (АО «Башкортостанская ППК»).
Столичные транспортники получили награду за МЦД-3 и МЦД-4. Но, как и в предыдущей номинации, внимания удостоились не только они. «Группа Мовиста», претерпевшая, как и руководства транспортного комплекса Ярославской области, внеплановые кадровые перестановки непосредственно в ходе запуска реформы Ярославской агломерации, удостоилась награды за проект «Транспорт Ярославии»: автопредприятие с одноимённым названием стало главным якорным перевозчиком Ярославля и Ярославского района.
Грузовые перевозки
Активнее стал участвовать непассажирский сектор перевозок, но на определении победителя это никак не отразилось. Если в прошлом году в номинации «Лучшее решение в области грузовой логистики» из четырёх проектов жюри премии выделило проект морских перевозок из Вьетнама в Россию (FESCO Vietnam Direct Line) транспортной группы FESCO, то в этом году отмечен другой её проект, связавший Россию с другими азиатскими странами:
- Изменение процесса перевозки контейнеров с использованием полувагонов на ремонтируемом участке пути (АО «ОТЛК ЕРА»);
- Комплексный сервис экспортных контейнерных перевозок свекловичного жома в Китай (Европак);
- Открытие международной морской контейнерной линии между портами Китая, Индии и Санкт-Петербургом (Транспортная группа FESСO, ПАО «Дальневосточное морское пароходство»);
- Сквозной сервис по восточному маршруту МТК «Север-Юг» (АО «РЖД Логистика»);
- Скоростной контейнерный поезд (ОАО «РЖД»);
- Транспортный аутсорсинг для малого и среднего бизнеса (Грузовичкоф).
Техника и IT-решения
Продолжающийся процесс импортозамещения сказался на малочисленности участников номинации «Лучшее инновационное решение в сфере транспортной техники»:
- «Городские поезда — новый стандарт столицы» (АО «Трансмашхолдинг»);
- Новая Автоматическая система сортировки багажа (АССБ) аэропорта Домодедово (Московский аэропорт Домодедово);
- Сборщик льяльных вод проекта RST 38 «Копорье» (ФГУП «Росморпорт»);
- Система интервального регулирования движения поездов «Виртуальная сцепка» (ОАО «РЖД»).
Их, конечно, стало больше, чем в прошлом году, когда из трёх проектов выбрали победителями два: поезд метро «Балтиец» и автомобильно-железнодорожный двухтопливный паром «Генерал Черняховский». В этом году «Трансмашхолдинг», 2050.ЛАБ и Департамент транспорта Москвы получили награду премии за электропоезда серии «Иволга».
Зато номинация «Лучшее решение в области цифровизации транспорта», и в прошлом году составлявшая ассорти из 10 проектов, в том году разрослась вообще до 14 наименований:
- «Автодискавери»: ПО для создания цифровых двойников дорожно-транспортной инфраструктуры (Цифровые дороги);
- «РЖД Маркет» (ОАО «РЖД»);
- Airport Control Center — онлайн-мониторинг производственных показателей аэропорта (АО «Международный аэропорт Шереметьево»);
- Smart Traffic System — ПО для мониторинга дорожного движения (CodeInside);
- Внедрение на экопаромах ФГУП «Росморпорт» технологий автономного судовождения (а-Навигации) (ФГУП «Росморпорт»);
- Единая карта жителя Мурманской области (Министерство цифрового развития Мурманской области);
- Мобильный перрон (АО «Аэропорт Рощино» (Международный аэропорт Тюмень (Рощино) им.Д.И.Менделеева));
- Модернизация Подсистемы мониторинга транспортных потоков (ООО «ТраффикДэйта»);
- ОССиГ-контроль (ГК «Урбантех»);
- ПО для цифровой транспортной модели Сочи и проекта реновации в Москве (ООО «ТрансНет»);
- Платформа общего доступа для аэропортов и авиакомпаний ARCute (Управляющая компания «Аэропорты Регионов»);
- Программа для ЭВМ ЕК АСУИ (ООО "ОЦРВ");
- Проект «Цифровой аэродром» (ФГУП «АГА (А)»);
- Электронная площадка «Оператор товарных поставок» ООО «Цифровая логистика» (входит в цифровой холдинг «РЖД-Технологии»).
Если в прошлом году премию получила билетная система «СберТройки» на базе карты «Тройка», то в этом году симпатии жюри были на стороне РЖД.
В прошлом году ручку хайпа в номинации «Лучшая PR-активность» довели практически до предела — из пяти претендентов лауреатом стала коммуникационная кампания про метрополитен Санкт-Петербурга для TikTok.
Транспорт с уклоном
Видимо с этим связан ребрендинг номинации, которая стала называться «Лучший социальный проект в сфере транспорта». В ней представили девять проектов:
- «Патриотическая акция «ЭлектроПоезд ЗНАНИЕ» (РМОО «Омский областной студенческий отряд»);
- Конкурс социальной рекламы по безопасности велосипедного движения (АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области»);
- «Не летаем, но своих не бросаем» (Управляющая компания «Аэропорты Регионов»);
- Продвижение продукции местных поставщиков из ДФО на бортах ВС ПАО «Аэрофлот» (ПАО «Аэрофлот»);
- Проект корпоративно-социальной ответственности «Автобус Добра» (ООО «Интерсервис», г. Санкт-Петербург);
- Социокультурный проект на транспорте в Улан-Удэ и Мурманске (АО «Государственная транспортная лизинговая компания»);
- Специальный проект «Поезд Памяти» (Дирекция скоростного сообщения - филиал ОАО «РЖД»);
- Туристический поезд «Большая перемена» (АО «ФПК»);
- Центр содействия мобильности ОАО «РЖД» (ОАО «РЖД»).
Появившаяся лишь в прошлом году номинации «Лучшее транспортное решение в сфере туризма», первым лауреатом которой стал круизный туристический поезд «В Карелию» (АО «Федеральная пассажирская компания», ООО «РЖД Тур»), в этом году привлекла внимание на трёх, а восьми участников, а виды транспорта перестали исчерпываться железной дорогой:
- «Пермский край — территория пригородного железнодорожного туризма» (Министерство транспорта Пермского края);
- Горный экспресс «Айгир» (АО «Башкортостанская ППК»);
- «Грушинский экспресс» (АО «Самарская ППК»);
- Круизный туристический поезд «К виноградникам у моря» (АО «Федеральная пассажирская компания»);
- Многофункциональная зона дорожного сервиса на 173 км скоростной автомобильной дороги М-12 «Восток» (Государственная компания «Российские автомобильные дороги»);
- Реновация скоростного пассажирского сообщения на СПК «Валдай-45Р» (ООО «Водолёт»);
- Стоповер-программа «Путешествие на Полярный круг» (АО «АТК «Ямал»);
- Туристический ретропоезд «Уральский экспресс» (ОАО «РЖД»).
Победителем признан проект авиатранспортной компании «Ямал».
Специальная номинация «Формулы движения» «Инновационные технологии — проекты будущего», также дебютировавшая в прошлом году, продолжения не получила.