Тран-Сервис - все виды логистических услуг
Главная страница / Новости / Новости логистики и транспорта / 2023 / «Формула движения»: какие тран...

«Формула движения»: какие транспортные проекты 2023 года удостоились награды?

15 ноября 2023 г.

С 14 по 16 ноября в Москве проводится XVII международный форум и выставка «Транспорт России — 2023», организованный Минтрансом России. В рамках первого дня состоялась церемония награждения X национальной премии за достижения в области транспорта и транспортной инфраструктуры «Формула движения». Отраслевая награда может служить своеобразной лакмусовой бумагой для выявления проектов, привлекающих наибольшее внимание на федеральном уровне.

О многих номинантах этого года интернет-издание TR.ru — Транспорт в России на протяжении минувшего года рассказывало в своих публикациях. Заметную долю наград получили проекты, реализованные в столице. Из региональных активностей премии получили проекты, реализованные на Ямале и в Ярославской области. Также не обошли вниманием федеральные проекты РЖД и «Автодора» и международные связи с крупными странами Азии.

Юбилей по-новому

Премия «Формула движения» была учреждена Общественным Советом Минтранса России. в 2014 году. В этом году премию вручали уже десятый раз. В отличие от прошлых лет, когда церемония награждения лауреатов происходила в последний день, предваряя пленарное заседание, подытоживающее всю Транспортную неделю, в 2023 году премию вручали в первый день работы выставки в столичном Гостином Дворе сразу после первой панельной дискуссии. В конкурсе участвовали только реализованные проекты или услуги, получившие практическое применение в сфере транспорта в 2022-2023 гг. Следует отметить, что, хотя участие в премии, как и обычно, бесплатное, но для участия номинантам необходимо самим подать заявку. Поэтому значимые для транспортной отрасли достижения совершенно спокойно могли быть и не замечены премией.

В этом году поступило около 90 заявок, из них в шорт-лист вошли 63.

Инфраструктура

В прошлом году номинацию «Лучший инфраструктурный проект» при сборе заявок разделили на две: «Лучший инфраструктурный проект федерального значения» и «Лучший инфраструктурный проект регионального уровня». Однако победителя выбрали в итоге одного, и не в пользу региональной повестки. ОАО «РЖД» получило премию за модернизацию железнодорожной инфраструктуры БАМа и Транссиба. В этом году разделение инфраструктурных проектов по региональному и федеральному признакам и их оценку довели до конца.

Лучший инфраструктурный проект федерального значения выбирали из шести кандидатов

  • 1-4 этапы трассы М-12 «Восток» (Государственная компания «Автодор», ОАО «Институт Стройпроект»);
  • I этап комплексного развития Мурманского транспортного узла. железнодорожная линия Выходной — Лавна (Российские железные дороги);
  • Ввод в эксплуатацию нового сегмента пассажирского терминала Т2 международный аэропорта Домодедово (Московский аэропорт Домодедово);
  • Московский скоростной диаметр — новая транспортная реальность (Правительство Москвы);
  • Мультимодальный транспортно-логистический центр «Электроугли» (ООО «Облтранстерминал»);
  • Строительство комплекса перегрузки угля «Лавна» (АО «Государственная транспортная лизинговая компания»).

Наиболее важным и прорывным была признана трасса М-12 «Восток», недавно получившая официальное подтверждение развития не до Казани, как изначально декларировалось, и не до Екатеринбурга, как анонсировалось позднее, а до Тюмени.

Региональных инфраструктурных проектов было заявлено 10:

  • Большая Кольцевая линия Московского метрополитена (Правительство Москвы, ГУП «Московский метрополитен», ОАО «Мосинжпроект»);
  • Комплексная модернизация аэропорта Новый Уренгой (Управляющая компания «Аэропорты Регионов»);
  • Надземный пешеходный переход через железнодорожные пути в г. Реутов (ООО «ВТМ дорпроект СТОЛИЦА»);
  • Новый аэровокзальный комплекс аэропорта Геленджик (ООО «Аэропорт Геленджик»)
  • Пешеходный мост через реку Яуза в составе транспортного узла «Электрозаводская» («МИПСТРОЙ 1»);
  • Проспект Багратиона (Северный дублёр Кутузовского проспекта) (АО «Новая концессионная компания»);
  • Строительство автомобильной дороги «Обход г. Чусового» (Министерство транспорта Пермского края);
  • Съезд на транспортной развязке М-11 «Нева» и ЦКАД (ООО «АльмакорГруп»);
  • Транспортно-пересадочный узел «Привокзальный», г. Южно-Сахалинск (АНО «Центр Развития Городской Среды «Наш Город»);
  • Транспортно-пешеходное обслуживание новых станций МЦД (ГБУ города Москвы «МосТрансПроект»).

Москва, признанная в августе этого года Президентом России эталонным примером города по развитию транспорта, получила награду за завершение формирования Большого метрокольца. Но и аэропорт Новый Уренгой также получил награду. Другой номинированный аэровокзальный комплекс по достоинству пассажиры оценить пока не смогут: аэропорт Геленджика с февраля 2022 года закрыт для приёма пассажирских рейсов.

Пассажирский транспорт

В номинации «Лучшее решение в области пассажирского транспорта» в прошлом году из шести номинантов была особо отмечена новая маршрутная сеть пригородного железнодорожного сообщения в Ивановской области. В этом году выбор был таким же по количеству участников, но стал шире по видам транспорта: прорывные решения обнаружились не только на городских или стальных магистралях, но и на воде.

  • «Транспорт Ярославии» (ООО «Группа Мовиста»);
  • 3 и 4 Московские центральные диаметры (МЦД-3 и МЦД-4) (ГУП «Московский метрополитен», ОАО «РЖД»);
  • Автобусные экспресс-маршруты компании «Аэроэкспресс» в аэропорты Домодедово и Шереметьево (ООО «Аэроэкспресс»);
  • Внедрение новой транспортной модели в Пермском крае (Министерство транспорта Пермского края);
  • Круглогодичный регулярный речной электрический транспорт (ГКУ города Москвы «Организатор перевозок»);
  • Пригородный железнодорожный каркас Республики Башкортостан: комплексное инновационное решение в области транспорта (АО «Башкортостанская ППК»).

Столичные транспортники получили награду за МЦД-3 и МЦД-4. Но, как и в предыдущей номинации, внимания удостоились не только они. «Группа Мовиста», претерпевшая, как и руководства транспортного комплекса Ярославской области, внеплановые кадровые перестановки непосредственно в ходе запуска реформы Ярославской агломерации, удостоилась награды за проект «Транспорт Ярославии»: автопредприятие с одноимённым названием стало главным якорным перевозчиком Ярославля и Ярославского района.

Грузовые перевозки

Активнее стал участвовать непассажирский сектор перевозок, но на определении победителя это никак не отразилось. Если в прошлом году в номинации «Лучшее решение в области грузовой логистики» из четырёх проектов жюри премии выделило проект морских перевозок из Вьетнама в Россию (FESCO Vietnam Direct Line) транспортной группы FESCO, то в этом году отмечен другой её проект, связавший Россию с другими азиатскими странами:

  • Изменение процесса перевозки контейнеров с использованием полувагонов на ремонтируемом участке пути (АО «ОТЛК ЕРА»);
  • Комплексный сервис экспортных контейнерных перевозок свекловичного жома в Китай (Европак);
  • Открытие международной морской контейнерной линии между портами Китая, Индии и Санкт-Петербургом (Транспортная группа FESСO, ПАО «Дальневосточное морское пароходство»);
  • Сквозной сервис по восточному маршруту МТК «Север-Юг» (АО «РЖД Логистика»);
  • Скоростной контейнерный поезд (ОАО «РЖД»);
  • Транспортный аутсорсинг для малого и среднего бизнеса (Грузовичкоф).

Техника и IT-решения

Продолжающийся процесс импортозамещения сказался на малочисленности участников номинации «Лучшее инновационное решение в сфере транспортной техники»:

  • «Городские поезда — новый стандарт столицы» (АО «Трансмашхолдинг»);
  • Новая Автоматическая система сортировки багажа (АССБ) аэропорта Домодедово (Московский аэропорт Домодедово);
  • Сборщик льяльных вод проекта RST 38 «Копорье» (ФГУП «Росморпорт»);
  • Система интервального регулирования движения поездов «Виртуальная сцепка» (ОАО «РЖД»).

Их, конечно, стало больше, чем в прошлом году, когда из трёх проектов выбрали победителями два: поезд метро «Балтиец» и автомобильно-железнодорожный двухтопливный паром «Генерал Черняховский». В этом году «Трансмашхолдинг», 2050.ЛАБ и Департамент транспорта Москвы получили награду премии за электропоезда серии «Иволга».

Зато номинация «Лучшее решение в области цифровизации транспорта», и в прошлом году составлявшая ассорти из 10 проектов, в том году разрослась вообще до 14 наименований:

  • «Автодискавери»: ПО для создания цифровых двойников дорожно-транспортной инфраструктуры (Цифровые дороги);
  • «РЖД Маркет» (ОАО «РЖД»);
  • Airport Control Center — онлайн-мониторинг производственных показателей аэропорта (АО «Международный аэропорт Шереметьево»);
  • Smart Traffic System — ПО для мониторинга дорожного движения (CodeInside);
  • Внедрение на экопаромах ФГУП «Росморпорт» технологий автономного судовождения (а-Навигации) (ФГУП «Росморпорт»);
  • Единая карта жителя Мурманской области (Министерство цифрового развития Мурманской области);
  • Мобильный перрон (АО «Аэропорт Рощино» (Международный аэропорт Тюмень (Рощино) им.Д.И.Менделеева));
  • Модернизация Подсистемы мониторинга транспортных потоков (ООО «ТраффикДэйта»);
  • ОССиГ-контроль (ГК «Урбантех»);
  • ПО для цифровой транспортной модели Сочи и проекта реновации в Москве (ООО «ТрансНет»);
  • Платформа общего доступа для аэропортов и авиакомпаний ARCute (Управляющая компания «Аэропорты Регионов»);
  • Программа для ЭВМ ЕК АСУИ (ООО "ОЦРВ");
  • Проект «Цифровой аэродром» (ФГУП «АГА (А)»);
  • Электронная площадка «Оператор товарных поставок» ООО «Цифровая логистика» (входит в цифровой холдинг «РЖД-Технологии»).

Если в прошлом году премию получила билетная система «СберТройки» на базе карты «Тройка», то в этом году симпатии жюри были на стороне РЖД.

В прошлом году ручку хайпа в номинации «Лучшая PR-активность» довели практически до предела — из пяти претендентов лауреатом стала коммуникационная кампания про метрополитен Санкт-Петербурга для TikTok.

Транспорт с уклоном

Видимо с этим связан ребрендинг номинации, которая стала называться «Лучший социальный проект в сфере транспорта». В ней представили девять проектов:

  • «Патриотическая акция «ЭлектроПоезд ЗНАНИЕ» (РМОО «Омский областной студенческий отряд»);
  • Конкурс социальной рекламы по безопасности велосипедного движения (АНО «Дирекция по развитию транспортной системы Санкт-Петербурга и Ленинградской области»);
  • «Не летаем, но своих не бросаем» (Управляющая компания «Аэропорты Регионов»);
  • Продвижение продукции местных поставщиков из ДФО на бортах ВС ПАО «Аэрофлот» (ПАО «Аэрофлот»);
  • Проект корпоративно-социальной ответственности «Автобус Добра» (ООО «Интерсервис», г. Санкт-Петербург);
  • Социокультурный проект на транспорте в Улан-Удэ и Мурманске (АО «Государственная транспортная лизинговая компания»);
  • Специальный проект «Поезд Памяти» (Дирекция скоростного сообщения - филиал ОАО «РЖД»);
  • Туристический поезд «Большая перемена» (АО «ФПК»);
  • Центр содействия мобильности ОАО «РЖД» (ОАО «РЖД»).

Появившаяся лишь в прошлом году номинации «Лучшее транспортное решение в сфере туризма», первым лауреатом которой стал круизный туристический поезд «В Карелию» (АО «Федеральная пассажирская компания», ООО «РЖД Тур»), в этом году привлекла внимание на трёх, а восьми участников, а виды транспорта перестали исчерпываться железной дорогой:

  • «Пермский край — территория пригородного железнодорожного туризма» (Министерство транспорта Пермского края);
  • Горный экспресс «Айгир» (АО «Башкортостанская ППК»);
  • «Грушинский экспресс» (АО «Самарская ППК»);
  • Круизный туристический поезд «К виноградникам у моря» (АО «Федеральная пассажирская компания»);
  • Многофункциональная зона дорожного сервиса на 173 км скоростной автомобильной дороги М-12 «Восток» (Государственная компания «Российские автомобильные дороги»);
  • Реновация скоростного пассажирского сообщения на СПК «Валдай-45Р» (ООО «Водолёт»);
  • Стоповер-программа «Путешествие на Полярный круг» (АО «АТК «Ямал»);
  • Туристический ретропоезд «Уральский экспресс» (ОАО «РЖД»).

Победителем признан проект авиатранспортной компании «Ямал».

Специальная номинация «Формулы движения» «Инновационные технологии — проекты будущего», также дебютировавшая в прошлом году, продолжения не получила.

Источник: https://tr.ru/
Автор: Павел Яблоков