США не удается устранить китайские звенья в цепях поставок
На протяжении нескольких лет предприятия США проводят политику диверсификации цепей поставок для снижения зависимости американской экономики от китайской продукции. За это время они наработали контакты с новыми поставщиками в других странах и выстроили новые логистические схемы. Например, крупный производитель вычислительной техники Dell поставил себе цель вывести по меньшей мере 20% производственных мощностей во Вьетнам. Apple перемещает 18% мощностей для производства iPhone в Индию, а HP переводит производство ноутбуков в Таиланд.
Вывод части заводов из КНР согласуется с политикой правительства США, но на практике приводит к незапланированным последствиям – о них в своей статье рассказывает Кристофер С. Танг, заслуженный профессор Калифорнийского университета и заведующий кафедрой делового администрирования Школы менеджмента Андерсона.
По его словам, диверсификация за пределы Китая не улучшает устойчивость цепей поставок, по крайней мере, в обозримом будущем. Китай разрабатывал решения для цепей поставок на протяжении четырех десятков лет. Страны, выбираемые в качестве альтернативы китайским поставщикам, этим похвастаться не могут.
ЦЕПИ ПОСТАВОК ТЕРЯЮТ УСТОЙЧИВОСТЬ
Более того, зачастую импортируемые в США товары изготавливаются с применением компонентов, сделанных в Китае. Например, за первые 7 месяцев 2022 года Вьетнам импортировал из КНР электроники и компонентов на сумму 14,63 млрд долл. США. В 2022-2023 финансовом году 30% автомобильных комплектующих, импортированных в Индию, имели китайское происхождение.
Согласно аналитике сингапурского банка DBS, Китай значительно увеличил долю товаров без финишной сборки, поставляемых в третьи страны, где затем производится досборка перед поставкой в США. В отчете Rhodium Group отмечено, что увеличение поставок в США из Мексики и Вьетнама сопровождается явным ростом китайского импорта в эти страны.
Таким образом, Китай вовсе не уступает другим странам пальму первенства в мировых цепях поставок, а скорее модифицирует свою роль в них, оставаясь ключевым источником комплектующих. И до тех пор, пока страны Юго-восточной Азии полагаются на Китай как источник компонентов, глобальные цепи поставок будут более сложными, удлиненными и менее устойчивыми.
Кроме того, чем длиннее и сложнее цепь поставки, тем сложнее ею управлять, и тем хуже её прослеживаемость. По исследованию McKinsey 2021 года, лишь 2% компаний способны проследить цепи поставок далее третьего звена.
Отсутствие прослеживаемости цепей поставок ведёт к осложнению координации между поставщиками и заказчиками и создает препятствия для поддержания стабильного качества продукции и четких сроков поставки.
СТОИМОСТЬ КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА РАСТЕТ
В текущей ситуации чаще всего вместо замены одного звена другим в цепях поставок происходит нанизывание новых звеньев на существующую цепочку. Вовлекаются новые промежуточные поставщики, добавляются дополнительные этапы производства и транспортировочные плечи, экспортно-импортные операции в третьих странах. В отдельных случаях затраты нивелируются более низкими импортными пошлинами из третьих стран в США, но зачастую за дополнительные расходы расплачивается конечный потребитель продукции, для которого цена растет.
В исследовании, опубликованном в августе этого года экономисты Лора Альфаро из Гарвардской школы бизнеса и Дэвин Хор из Бизнес-школы Така, утверждается, что за период с 2017 по 2022 год снижению импорта в США и КНР на 5% соответствовало почти 10%-ное повышение цен на продукцию из Вьетнама и почти 3%-ное – на товары из Мексики.
СЛОЖНЫЕ ЦЕПИ ПОСТАВОК ПРЕПЯТСТВУЮТ СНИЖЕНИЮ УГЛЕРОДНОГО СЛЕДА
Разумеется, чем длиннее путь товара от производителя к потребителю, тем больше производится сопутствующих вредных выбросов в процессе перевозки и логистических операций.
Таким образом, стратегия диверсификации цепей поставок противоречит всем усилиям по борьбе с изменениями климата и декларациям о снижении углеродного следа в производстве и поставках продукции.
ЦЕЛЬ НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ КИТАЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НЕ ДОСТИГАЕТСЯ
В последние годы Китай вкладывает значительные средства в развитие производств в третьих странах. Результаты целого ряда исследований показывают, что значительная часть товаров, которые поступают в США из азиатских стран и Мексики, производятся на предприятиях, принадлежащих китайским владельцам.
В качестве примеров можно назвать китайскую компанию Zhejiang Haers Vacuum Containers, которая построила в 2021 году завод по выпуску вакуумных присосок в Таиланде с целью «предотвращения потенциальных торговых трений»: импортная пошлина США от 6,9% до 7,5% для Таиланда значительно ниже 25%-ной для КНР.
Китайский производитель мебели Jason Furnitureзапустил во Вьетнаме уже две фабрики по производству барных стульев, оттоманок и других предметов интерьера для экспортирования за рубеж. Цельюбылотакжеснижениетаможенных пошлин.
В 2022 году прямые инвестиции китайского бизнеса в южноазиатские страны составили 19 млрд долл. США в сравнении с 7 млрд долл. США в 2007 году. Прямые инвестиции китайских компаний в Мексике в 2021 году оцениваются специалистами аналитической компании CEIC в сумму 232 млн долл. США в сравнении с 42 млн долл. США в 2011 году.
Таким образом, ни диверсификация, ни укорачивание цепей поставок, к которым так стремится американский бизнес, нисколько не избавляют США от зависимости от китайских товаров, а зачастую еще и связаны с увеличением расходов и снижением устойчивости цепей поставок.