Тран-Сервис - все виды логистических услуг
Главная страница / Новости / Новости логистики и транспорта / 2023 / США не удается устранить китай...

США не удается устранить китайские звенья в цепях поставок

15 декабря 2023 г.

На протяжении нескольких лет предприятия США проводят политику диверсификации цепей поставок для снижения зависимости американской экономики от китайской продукции. За это время они наработали контакты с новыми поставщиками в других странах и выстроили новые логистические схемы. Например, крупный производитель вычислительной техники Dell поставил себе цель вывести по меньшей мере 20% производственных мощностей во Вьетнам. Apple перемещает 18% мощностей для производства iPhone в Индию, а HP переводит производство ноутбуков в Таиланд.

Вывод части заводов из КНР согласуется с политикой правительства США, но на практике приводит к незапланированным последствиям – о них в своей статье рассказывает Кристофер С. Танг, заслуженный профессор Калифорнийского университета и заведующий кафедрой делового администрирования Школы менеджмента Андерсона.

По его словам, диверсификация за пределы Китая не улучшает устойчивость цепей поставок, по крайней мере, в обозримом будущем. Китай разрабатывал решения для цепей поставок на протяжении четырех десятков лет. Страны, выбираемые в качестве альтернативы китайским поставщикам, этим похвастаться не могут.

ЦЕПИ ПОСТАВОК ТЕРЯЮТ УСТОЙЧИВОСТЬ

Более того, зачастую импортируемые в США товары изготавливаются с применением компонентов, сделанных в Китае. Например, за первые 7 месяцев 2022 года Вьетнам импортировал из КНР электроники и компонентов на сумму 14,63 млрд долл. США. В 2022-2023 финансовом году 30% автомобильных комплектующих, импортированных в Индию, имели китайское происхождение.

Согласно аналитике сингапурского банка DBS, Китай значительно увеличил долю товаров без финишной сборки, поставляемых в третьи страны, где затем производится досборка перед поставкой в США. В отчете Rhodium Group отмечено, что увеличение поставок в США из Мексики и Вьетнама сопровождается явным ростом китайского импорта в эти страны.

Таким образом, Китай вовсе не уступает другим странам пальму первенства в мировых цепях поставок, а скорее модифицирует свою роль в них, оставаясь ключевым источником комплектующих. И до тех пор, пока страны Юго-восточной Азии полагаются на Китай как источник компонентов, глобальные цепи поставок будут более сложными, удлиненными и менее устойчивыми.

Кроме того, чем длиннее и сложнее цепь поставки, тем сложнее ею управлять, и тем хуже её прослеживаемость. По исследованию McKinsey 2021 года, лишь 2% компаний способны проследить цепи поставок далее третьего звена.

Отсутствие прослеживаемости цепей поставок ведёт к осложнению координации между поставщиками и заказчиками и создает препятствия для поддержания стабильного качества продукции и четких сроков поставки.

СТОИМОСТЬ КОНЕЧНОГО ПРОДУКТА РАСТЕТ

В текущей ситуации чаще всего вместо замены одного звена другим в цепях поставок происходит нанизывание новых звеньев на существующую цепочку. Вовлекаются новые промежуточные поставщики, добавляются дополнительные этапы производства и транспортировочные плечи, экспортно-импортные операции в третьих странах. В отдельных случаях затраты нивелируются более низкими импортными пошлинами из третьих стран в США, но зачастую за дополнительные расходы расплачивается конечный потребитель продукции, для которого цена растет.

В исследовании, опубликованном в августе этого года экономисты Лора Альфаро из Гарвардской школы бизнеса и Дэвин Хор из Бизнес-школы Така, утверждается, что за период с 2017 по 2022 год снижению импорта в США и КНР на 5% соответствовало почти 10%-ное повышение цен на продукцию из Вьетнама и почти 3%-ное – на товары из Мексики.

СЛОЖНЫЕ ЦЕПИ ПОСТАВОК ПРЕПЯТСТВУЮТ СНИЖЕНИЮ УГЛЕРОДНОГО СЛЕДА

Разумеется, чем длиннее путь товара от производителя к потребителю, тем больше производится сопутствующих вредных выбросов в процессе перевозки и логистических операций.

Таким образом, стратегия диверсификации цепей поставок противоречит всем усилиям по борьбе с изменениями климата и декларациям о снижении углеродного следа в производстве и поставках продукции.

ЦЕЛЬ НЕЗАВИСИМОСТИ ОТ КИТАЙСКОЙ ЭКОНОМИКИ НЕ ДОСТИГАЕТСЯ

В последние годы Китай вкладывает значительные средства в развитие производств в третьих странах. Результаты целого ряда исследований показывают, что значительная часть товаров, которые поступают в США из азиатских стран и Мексики, производятся на предприятиях, принадлежащих китайским владельцам.

В качестве примеров можно назвать китайскую компанию Zhejiang Haers Vacuum Containers, которая построила в 2021 году завод по выпуску вакуумных присосок в Таиланде с целью «предотвращения потенциальных торговых трений»: импортная пошлина США от 6,9% до 7,5% для Таиланда значительно ниже 25%-ной для КНР.

Китайский производитель мебели Jason Furnitureзапустил во Вьетнаме уже две фабрики по производству барных стульев, оттоманок и других предметов интерьера для экспортирования за рубеж. Цельюбылотакжеснижениетаможенных пошлин.

В 2022 году прямые инвестиции китайского бизнеса в южноазиатские страны составили 19 млрд долл. США в сравнении с 7 млрд долл. США в 2007 году. Прямые инвестиции китайских компаний в Мексике в 2021 году оцениваются специалистами аналитической компании CEIC в сумму 232 млн долл. США в сравнении с 42 млн долл. США в 2011 году.

Таким образом, ни диверсификация, ни укорачивание цепей поставок, к которым так стремится американский бизнес, нисколько не избавляют США от зависимости от китайских товаров, а зачастую еще и связаны с увеличением расходов и снижением устойчивости цепей поставок.

Источник: ОТК «ЮниТранс»