Тран-Сервис - все виды логистических услуг
Главная страница / Новости / Новости логистики и транспорта / 2023 / Российские автобусные заводы: ...

Российские автобусные заводы: участие в федеральных программах и планах на 2023-2024 годы

26 ноября 2023 г.

В этом году 20 ноября в День работника транспорта состоялась передача регионам техники для обновления парков общественного транспорта. Пока власти сообщали о полученных автобусах и том, каким образом собираются их применить, производители рассказали о текущей ситуации на предприятиях и планах на ближайшее время. ПАО «КАМАЗ» поставит более 600 машин в 16 регионов и работает над удвоением объёмов выпуска пассажирского транспорта. Под брендом Volgabus до конца января готовятся отгрузить 400 автобусов, а количество рабочих мест на заводах, выпускающих технику, планируют увеличить. Павловский автобусный завод, специализирующийся на выпуске техники малого и среднего класса, измеряет свои ближайшие планы тысячами автобусов, включая школьные. На фоне роста нового производства аналитики отметили сокращение вторичного рынка автобусов в октябре 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

КамАЗ

ПАО «КАМАЗ» поделилось данными программ по модернизации общественного транспорта и развитии линейки пассажирской автотехники.

Предприятие участвует в проектах «Безопасные и качественные дороги» и «Субсидирование газомоторной техники». В соответствии с ними за 2020-2023 годы поставлено почти 1200 единиц современной техники в восемь регионов. Модельный ряд пассажирского транспорта КаМАЗ включает модификации автобусов на дизельном топливе, метане и электротяге. Развитие последней является одной из приоритетных задач.

Кроме этого, в 2023 году и первом квартале 2024 года планируется поставить ещё 483 автобуса в 16 регионов страны. По программе специальных казначейских кредитов (СКК) — ещё 165 автобусов в четыре региона, в том числе и в Оренбургскую область. Также по программе льготного лизинга идёт работа с использованием средств Фонда национального благосостояния (ФНБ).

Ещё одно направление — модификация мощностей. В в Нефтекамске (Республика Башкортостан) идёт реконструкция, чтобы удвоить объём выпуска пассажирского транспорта в ближайшие два года.

Volgabus

Реализация государственных программ обновления пассажирского колёсного транспорта позволило группе компаний Бакулин Моторс Групп (бренд Volgabus) загрузить производственные мощности предприятий.

В 2022 году было произведено и отгружено порядка 1200 автобусов, а объёмы производства были увеличены в четыре раза. В 2023 году произведена и отгружена 1 тыс единиц техники, и до конца января планируется передача ещё 400 автобусов. Производственные мощности холдинга позволяют производить до 3 тыс единиц автобусной техники ежегодно.

Коллектив предприятия составляет 1,5 тыс человек, и в рамках стратегии развития в 2024 году будет создано ещё 200 дополнительных рабочих мест. Холдинг взаимодействует с местными образовательными учреждениями Владимира и Волгограда, где совместно разрабатываются учебные программы для конструкторов и инженеров.

Являясь одним из ключевых участников федеральных программ обновления общественного транспорта, в этом году предприятие поставило современные автобусы в Волгоград, Астрахань, Курск, Владимир и Санкт-Петербург.

Павловский автобусный завод

В масштабной программе по обновлению пассажирского транспорта участвует и Павловский автобусный завод. В её рамках осуществляются поставки городских и пригородных автобусов среднего класса «Вектор NEXT» пассажировместимостью от 40 до 70 человек. Также в поставки включены новые низкопольные автобусы Citymax пассажировместимостью до 77 человек. Машины разработаны в собственном инженерном центре и производятся по полному технологическому циклу.

Отмечено, что автобусы будут поставляться не только в крупные города, но и в малые, небольшие населённые пункты. Например, город Павлово, где располагается само предприятие.

Кроме этого, завод планирует произвести и поставить в короткие сроки по новым программам более 2800 автобусов помимо выпуска до конца 2023 года ещё 1600 школьных автобусов до конца 2023 года.

Дополнительно на предприятии создаётся 500 новых рабочих мест.

Анализ вторичного рынка автобусов

На этом фоне Союз транспортников Кубани сообщил данные Автостат Инфо о сокращении вторичного рынка автобусов в октябре 2023 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 5%, то есть до 2180 единиц, тогда как за 10 месяцев вырос на 11% до 21 717 единиц.

Доля российских марок в октябре упала с 84,7% до 78,5%, а иномарок, соответственно, возросла с 15,3% до 21,5%. С начала 2023 года изменения составили: 80,5% против 82,5% по отечественным маркам и 19,2% против 17,5% — по иномаркам.

Среди марок на рынке и в октябре, и за 10 месяцев с большим отрывом лидировал ПАЗ с 957 единицами (–8,4%, доля 43,9%) и 9570 единицами (+0,1%). На втором месте в октябре был МАЗ со 181 единицей (+82,8%, доля 8,3%). С начала года — ЛиАЗ с 2074 единицами (+16,3%).

Топ-3 октября и с начала года замкнул НефАЗ со 151 единицей (–35,2%, доля 6,9%) и 1712 единицами (–1,9%) соответственно. На четвёртом месте в октябре — ЛиАЗ со 115 единицами (–58,3%), а с начала года — МАЗ с 1262 единицами (+45,2%). В пятёрку наиболее популярных марок с пробегом в октябре замкнул Yutong с 65 единицами (+27,5%), тогда как за январь-октябрь им был КАвЗ с 630 единицами (+27,5%). 

В рейтинге моделей за октябрь и с начала года лидерство осталось за ПАЗ-3205 с 465 единицами (–13,4%, доля 27,2% среди отечественных моделей и 21,3% по всей вторичке) и 4806 единиц (+0,6%) соответственно. На втором месте — ПАЗ-3204 с 206 единицами (–24%) и 2261 единицей (–10,7%) соответственно.

Топ-3 замкнул НефАЗ-5299 со 116 единицами (–40,8%) и 1299 единицами (+2,1%). Четвёртое место за среднеразмерным ПАЗ-4234 со 104 единицами (–29,3%) и с 1176 единицами (–6,7%) соответственно. Пятёрку октября замкнул ПАЗ-3203 со 102 единицами, то есть рост составил в 2,9 раза, тогда как за 10 месяцев замыкающим является ЛиАЗ-5292 с 1151 единицей (+4,4%).

Источник отметил, что рынок автобусов с пробегом зеркально отражает рынок новых машин, который принципиально зависит от федеральных и региональных программ по обновлению парка пассажироперевозчиков. После выработки нормативного ресурса большие партии отдельных моделей начинают активно попадать на рынок — как, например, ПАЗ-3203 и ЛиАЗ-5292.

Автор: Павел Яблоков