Рудовоз-гигант оснащают роторными парусами
Это будет крупнейшая на сегодняшний день установка устройств улавливания ветра для снижения расхода топлива торговым судном.
Крупнейший в мире балкер для перевозки руды Sohar Max грузоподъемностью 400 000 т дедвейта, принадлежащее оманской компании Asyad и находящееся в долгосрочном чартере у бразильского горнодобывающего предприятия Vale, будет оснащен роторными парусами.
Всего на судне будет смонтировано пять роторных колонн высотой 35 м и 5 м в диаметре. Подрядчиком выступит британская инженерная компания Anemoi Marine Technologies, которая специализируется на создании вспомогательных движительных судовых установок.
Роторные паруса будут оснащены специальным механизмом сложения для облегчения погрузо-разгрузочных работ, а в случае необходимости – для снижения воздушной осадки.
Переоснащение будет завершено во втором квартале 2024 года.
Это будет уже не первый проект Vale в отношении вспомогательных движительных судовых установок.
«Ветровая энергия будет играть центральную роль в нашей стратегии по декарбонизации морской транспортировки железной руды», – заявил технический директор по морским перевозкам Vale Родриго Бермельхо.
Действительно, в прошлом году в сотрудничестве с Anemoi Marine Technologies четырьмя складными роторными цилиндрами был оснащен 388-тысячетонный сухогруз Berge Neblina. В 2021 году 5 роторных мачт производства финской компании Norsepower получило судно Sea Zhoushan грузоподъемностью 325 000 т дедвейта. Весной этого года совместно с японской MOL достигнуто соглашение о переоборудовании роторными парусами Norsepower еще 2 сухогрузов грузоподъемностью 200 000 т дедвейта в первом полугодии 2024 года.
Роторные паруса, также известные как «роторы Флеттнера», представляют собой вертикальные цилиндры, которые преобразуют силу ветрового потока для обеспечения вспомогательного импульса движения судна. Технология основана на эффекте Магнуса: при обтекании потоком ветра вращающейся колонны возникает сила, воздействующая на тело и направленная перпендикулярно направлению ветра. При благоприятных условиях электроэнергия, затрачиваемая на вращение роторных парусов, компенсируется в 10-кратном размере.
Используемый компанией Vale флот сухогрузов задействован по большей части на океанских маршрутах между Бразилией, Китаем и ближним Востоком, где наблюдаются благоприятные погодные условия для применения роторных парусов. Согласно расчетам, использование роторной технологии позволит сэкономить 6% топлива и сократить выбросы углекислого газа на 3 000 тонн в год на каждом судне.