«Россия» в движении: транспорт не остановится
21 февраля 2024 г. в рамках Международной выставки-форума «Россия», проходящей на ВДНХ, состоялся Форум национальных достижений: транспорт.
Представители Минтранса России представили на форуме ключевые достижения в развитии транспортного комплекса России за последние 6 лет.
Выступая на Пленарной сессии, министр транспорта Виталий Савельев констатировал, что общий грузооборот на транспорте за последние 6 лет вырос на 5%. Это связано с ростом промышленного производства и импортозамещения, а также с переориентацией товарных потоков на внутренние рынки страны.
Министр также рассказал о выполненных инфраструктурных проектах в сфере дорожного хозяйства – самом длинном в Европе мостовом переходе через Керченский пролив, строительстве федеральных трасс М-11 Москва – Санкт-Петербург, М-12 от Москвы до Казани, мостовых сооружений и обходов городов в разных регионах России.
В.Савельев подчеркнул возрастающую значимость Восточного полигона, заметив, что по итогам 2023 года провозная способность БАМа и Транссиба увеличилась на 40% и достигла 173 млн т. При этом в плане на 2024 год – её рост до 180 млн т, а к 2032 году провозная способность БАМа и Транссиба должна достигнуть 255 млн т.
В рамках развития МТК Север – Юг министр рассказал о результатах работ по дноуглублению Волго-Каспийского канала, в ходе которых выбрано 12 млн кубометров грунта, а судоходная глубина увеличилась с 3,6 м до 4,5 м, что позволяет проходить по каналу судам класса река-море.
Уделяется внимание и развитию пунктов пропуска – всего в России их 314, и наивысший приоритет имеют пункты на двух наиболее протяженных сухопутных границах. Так, по границе с Казахстаном протяженностью 7500 км расположено 52 пунктов пропуска, работают 50 из них. По границе с Китаем – 28 пунктов пропуска на 4300 км, из них в настоящее время функционируют 19. В период с 2017 по 2023 годы проведено более 200 мероприятий по модернизации и переоборудованию погранпереходов, в 7 пунктах пропуска установлено новейшее оборудование – инспекционно-досмотровые комплексы портального типа, разработанные отечественными предприятиями. Они уже показали свою эффективность. На 3 пунктах пропуска внедрена электронная очередь для резервирования времени пересечения границы.
Еще один фокус внимания Министерства транспорта – цифровизация транспортной системы. Более подробно о цифровизации транспортной отрасли рассказал заместитель министра транспорта Дмитрий Баканов.
Он подчеркнул, что многие успешно реализованные проекты в сфере цифровизации на транспорте стали вынужденной мерой в ответ на отключение российских компаний от ряда ресурсов недружественных стран. В частности, это касается таких критически важных сервисов, как система бронирования авиабилетов и система обмена телеграфными сообщениями между аэропортовыми службами – теперь в России для этих целей используются отечественные разработки.
Что касается внедрения электронных перевозочных документов, то в ГИС ЭПД уже доступны к оформлению 6 типов документов, идет планомерная работа по интеграции системы с железнодорожным ЭТРАНом для обеспечения электронного оформления мультимодальных перевозок.
Напомнил заместитель министра и о запуске грузового беспилотного движения по трассе М-11 «Нева» между Москвой и Санкт-Петербургом. В настоящее время по трассе курсируют 9 беспилотных грузовых ТС. С момента пуска движения в июне 2023 года беспилотники проехали 1800000 км, перевезли 181 тыс кубометров груза. К концу 2024 года на маршруте будут работать 43 беспилотника.
Об инновациях говорил и руководитель Федерального Агентства железнодорожного транспорта Алексей Дружинин. По его словам, за последние 6 лет в работе с грузоотправителями введен ряд новшеств, запущены новые сервисы, работа с РЖД почти полностью переведена на электронный документооборот – и это позволило избежать серьезных сбоев в период коронавирусных ограничений.
Руководитель ФАЖТ подчеркнул, что развитие российского железнодорожного транспорта невозможно без развития инфраструктуры – в первую очередь, БАМа и Транссиба, но успехи в приросте провозной способности зафиксированы и на других направлениях.
Тем не менее, цифры роста – результат масштабных инвестиций. Так, в 2023 году объем денежных вливаний в развитие инфраструктуры Восточного полигона поставил рекорд, достигнув 250 млрд рублей.
Комментируя этот доклад, глава республики Бурятия, председатель комиссии Госсовета по направлению «Транспорт» Алексей Цыденов отметил ключевую важность упреждающего развития железнодорожной инфраструктуры для жизни страны. «Объемы грузов идут за инфраструктурой, а не наоборот», – подчеркнул он.
От имени комиссии А.Цыденов отметил прекрасную слаженную работу всей команды Минтранса, что помогло транспортной отрасли справиться со всеми вызовами последних лет.
Закрывал Пленарную сессию форума заместитель генерального директора – главный инженер ОАО «РЖД» Анатолий Храмцов – он рассказал о процессе импортозамещения в железнодорожной корпорации. По состоянию на 2022 год, когда в РЖД началась системная работа в направлении импортозамещения, необходимо было заместить 18000 позиций. На сегодня из них замещено 13500 – почти 73%. В программе импортозамещения задействовано 160 отечественных предприятий – поставщиков комплектующих для железнодорожного производства, и эта цифра постоянно растет. Создан Центр компетенций технологического суверенитета, который обеспечивает устойчивое функционирование железнодорожного транспорта. «Железнодорожный транспорт не остановится никогда», – заверил А.Храмцов. На той оптимистической ноте завершилась пленарная сессия.